Лицей духовной культуры и универсального знания
Лицей духовной культуры и универсального знания открыт при кафедре Универсальной культурологии «Академии универсального синтеза», его основной целью является всестороннее творческое, интеллектуальное и духовное развитие личности молодого человека в возрасте от 18 до 30 лет.
Культура есть принцип, возвышающий человека над его обыденным существованием. Универсальность культуры связана с тем, что она относится ко всем сферам жизни человека: культура быта, культура физического тела, культура чувств, культура отношений, культура мыслительной деятельности.
Мы возрождаем на новой основе принципы дворянского образования, получившие свое лучшее воплощение в идее и программе Царскосельского Императорского Лицея.
Целью программы Лицея является воспитание человека нового «формата» - совершенной, культурно образованной личности, обладающей знаниями новой цивилизации Эпохи Водолея, которую отличают:
- Высокая образованность и знания во всех областях науки, искусства, культуры, философии, религии.
- Способность к самопознанию, к саморефлексии, к осознаванию себя частицей окружающей среды, общества, семьи, нации, человечества и всей планеты.
- Ориентация на высшие духовные ценности и нацеленность на сознательное участие в строительстве нового общества высокой культуры.
В основу инновационного образования на Факультете встают следующие базовые принципы и особенности подходов:
- Философских систем
- Основных видов искусств
- Основ научного знания
- Основ психологии
- Духовно-религиозных и этических традиций человечества от древности до наших дней
- Мировых физических практик
Такой подход развивает способность мыслить в масштабах больших исторических циклов, в границах всей человеческой культуры и цивилизации, открывает путь к пониманию внутренней логики эволюции человечества, дает возможность объективной оценки событий и фактов и нахождения верных решений с учетом всего опыта человечества.
Работа, связанная с развитием самосознания, является инновационным подходом к обучению и реализуется в курсе «Культура группового общения», который проходит в течение всех лет обучения. Эта работа строится по двум направлениям:
- на основе воспитания в себе высоких качеств личности, что предполагает исследование каждого качества, изучение высказываний об этом великих людей, соотнесение с опытом своей жизни;
- на основе изучения жизненного пути выдающихся людей, у которых мы обучаемся ставить и достигать высокие цели, методам самовоспитания и преодоления жизненных кризисов.
В основу программы ложится принцип воспитания и интеграции культуры всех сфер личности. Каждая из сфер личности развивается в течение 3-х циклов по 3 года, обеспечивая последовательные ступени творческого и духовного роста:
I сфера - физического и нравственного совершенства личности раскрывается в течение первого трехлетнего цикла.
II сфера - эмоционального и творческого самосознания занимает время с 4 по 6 годы обучения.
III сфера - интеллектуального и духовного совершенствования личности занимает время с 7 по 9 годы.
Работа с сознанием определяет особенности данного факультета, поэтому каждый год ведется ОСНОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА, задача которой состоит в развитии сознания, соответствуя принципу ступени цикла и года обучения в нем.
Первый год I цикла: культура физического тела, где особое место уделяется практикам физического очищения и дисциплины.
Второй год I цикла: культура чувств, где учащиеся обучаются контролю и самоконтролю за собственными эмоциями и осознают их принцип и значение в общей модели человека.
Третий год I цикла: культура ума, где осознается интеллект как особая сфера сознания и мысль как инструмент ума. Учащиеся работают над структурами памяти, логического мышления и т.д.
II цикл сдвигает аспекты обучения в эмоционально-общественный план сознания, выходя из индивидуального раскрытия, присущего I циклу. Этот спецкурс выводит на уровень культуры социальных и семейных отношений в первый год II цикла, культуры творчества на втором году обучения, культуры творческого мышления (третий год), где учащиеся сознательно осваивают методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения и интеграции на примере философской и научной деятельности.
Наконец, III цикл сдвигает работу в сферу высокого интеллекта и также предполагает три ступени развития.
Первый год - культура ментального моделирования, предполагая работу над ментальными конструкциями и моделями, обучает работе над схемами выражения мысли в виде символа.
Второй год - культура сознательного мышления, включая развитие глубокого размышления над любым знаком культуры и окружающей жизни и способности к глубокой концентрации и созданию новых идей.
Третий год - культура абстрактного мышления должна обобщить работу предыдущих лет и обучить глубокому метафизическому постижению законов и принципов, лежащих в основе философских, научных и религиозных учений мира.
В соответствии с задачей духовного совершенствования методы теоретических дисциплин выстраиваются в определенном порядке, отражающем уровень ступени цикла и года обучения.
С ОСНОВНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ и задачами каждого цикла и года обучения соотносятся ПРОФИЛЬНЫЕ дисциплины по культурологии и СПЕЦИАЛЬНЫЕ предметы, а также ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ.
I цикл включает Историю материальной культуры (первый год) и Культуру повседневности (второй год обучения), что соответствует физическому и моральному уровню сознания и соотносится с изучением геологии, биологии и народных ремесел. Социология культуры (третий год обучения) соответствующий интеллектуальному уровню I цикла и изучается вместе с археологией.
История мировой культуры занимает ведущее место в течение всего II цикла и его 3х лет, соотносясь с изучением этнографии, антропологии, народного творчества и фольклора, архитектуры, а также практического обучения искусству графики, живописи и поэзии.
III цикл соответствует интеллектуальному уровню сознания и включает в себя в качестве специальный дисциплин теорию культуры (первый год), эстетику (второй год). Эти дисциплина накладывается на изучение астрономии, религиоведения, здесь же осваивается проза и музыкальное искусство. И, наконец, последний, девятый год обучения, отдается философии культуры, которая является вершиной ментального подхода к проблемам культуры и соответствует продолжению курса истории философии, истории религии и религиоведения. Также здесь осваивается искусство театра как интегративный вид творчества.
Основным принципом обучения является не только информационное насыщение обязательной программы предметной тематикой, но в первую очередь целостное переживание, сознательное осмысление и практическая направленность всей работы.
С этой целью усилена семинарская работа, где студенты самостоятельно и совместно с ведущим курс "проживают" данный материал, давая свою интерпретацию, стараясь проникнуть в глубокий смысл каждого предмета. Каждый год включает прохождение какого-либо ремесла или вида искусства, позволяя студентам лично участвовать в процессе теоретического осмысления материала, который они проходят по теории культуры и искусства.
Большое внимание на факультете уделяется самостоятельной творческой и исследовательской работе студентов. В процессе обучения она посещают музеи, выставки, частные коллекции и фонды того вида искусства, которым они занимаются на данном курсе. Результаты этих посещений отражаются в итоговой курсовой работе по особенностям данного вида искусства или ремесла, наряду с теоретическими и практическими навыками работы.
Вершиной и результатом каждого года обучения является летняя практическая экспедиция, куда выезжает весь курс. В ходе экспедиции подтверждается опыт всей научной и теоретической работы в течение года, а также в полевых условиях закрепляются практические навыки Специальных дисциплин.
- В соответствии с программой в течение I года изучается общая геология и минералогия, соответственно проходит геологическая экспедиция.
На II году профилирующий предмет - биология, студенты работают в биологической экспедиции (заповедник)
III год после изучения археологии дает возможность в археологической экспедиции лично познакомиться с особенностями данной науки.
На IV курсе после изучения этнографии и этнологии - этнографическая экспедиция.
V курс, который знакомит студентов с фольклором, историей литературы и поэтическим творчеством оканчивается фольклорной экспедицией.
На VI курсе после прохождения истории архитектуры, истории культуры и истории искусств - архитектурная экспедиция.
VII курс, профилем которого является астрономия, дает возможность пройти астрономическую экспедицию в одной из обсерваторий страны.
VIII и XIX курсы, связанные с изучением истории философии и религии позволяют выехать в экспедиции, изучающие на месте основные традиции крупнейших мировых религий: Буддизма в Бурятии и Туве и Христианства в основных монастырских центрах русского православия: Оптина Пустынь, Сарово и Дивеево, Соловки и т.д.
Естественно, что в последних экспедициях идет уже системный подход, где вместе с особенностями религии и философии данной культуры изучаются и архитектурные, литературные, фольклорные, этнографические и другие особенности данной местности.
Научная и социокультурная деятельность Лицея раскрывается в ходе ежегодных зимних конференций преподавателей и студентов и Молодежных слетов в Москве и в городах России.
Научные конференции ставят своей задачей обмен опытом самостоятельной исследовательской работы студентов, проводимой в течение учебного года на основе реферативных, курсовых, дипломных, диссертационных работ, изложение результатов работы в виде научных докладов, обучение культуре научного общения, участия в дискуссиях, научных диспутах и т.п.
В процессе работы конференций поднимаются актуальные вопросы, касающиеся совершенствования процесса обучения, его методологии, обозначаются ключевые направления работы кафедр и обсуждаются проблемы, связанные с особенностями методологической работы филиалов Лицея в городах России.
Подведение итогов работы конференций оформляется в виде Постулатов, определяющих перспективные направления и ключевые аспекты дальнейшей деятельности Лицея, кафедр, филиалов, ориентирующих и самих участников конференции на повышение своего научного потенциала, творческий и духовный рост и самосовершенствование.
Ежегодные молодежные слеты представляют собой совместную работу учащихся филиалов Лицея, представителей иных молодежных организаций городов России и ближнего зарубежья, чья деятельность строится на принципах братского, доброжелательного сотрудничества и творческого взаимодействия.
Молодежные слеты ставят своей целью формирование концепции всестороннего развития молодого человека на основе групповых отношений и принципов общинной жизни. Задачи слета реализуются через взаимообмен знаниями и умениями в сфере культуры тела, чувств, ума, творческого раскрытия своих способностей и т.п. Работа слета основана на обширной культурно-познавательной программе, включающей знакомство с историко-культурной сферой города, посещением краеведческих музеев, исторических и архитектурных памятников, достопримечательных мест, дающих представление об особенностях города, его характере и т.д. Встречи с интересными людьми данного города раскрывают его духовный и научный потенциал, позволяют соприкоснуться с передовыми направлениями жизни.
Работа слета включает в себя творческие мастерские, проводимые хозяевами и гостями слета, в ходе которых происходит обмен опытом и обучение участников различным видам ремесел и искусств. Представители кафедры психологии проводят психологические тренинги и игры, позволяющие участникам слета увидеть себя с новой стороны, найти новые пути строительства взаимоотношений, решения собственных жизненных проблем. Работа научных и философских кафедр раскрывается в процессе тематических обсуждений вопросов философского характера, ориентирующих молодых людей на более целостный, сознательный подход к собственному жизненному пути.
Деятельность слета завершается подведением итогов, которые призваны установить вершину совместной работы и обозначить новые акценты деятельности молодежных организации на дальнейшую перспективу.
Очень важно, что обучение по данной программе не только не отвлекает молодых людей от получения профессионального образования, работы, семейных отношений, но и помогает в строительстве этих сфер жизни.
Высокий профессионализм, широкий кругозор и охват различных культурных, философских и духовных знаний, которые получают студенты данного факультета в ходе прохождения полной учебной программы, дадут им возможность стать полноценными строителями нового общества высокой культуры и истинного духовного сознания.
Работа с данной программой нового образования ведется нашей Ассоциацией уже более 20 лет. В ассоциации функционируют аналоги университетских кафедр по разным цивилизационным направлениям (физических практик, культурологи, религиоведения, этики, методики, психологии, науки, социальной работы, искусства), на которых разрабатываются программы для людей разных возрастных групп (от 18 лет до самого преклонного возраста) и разной профессиональной направленности.
Культурное совершенствование личности становится лишь первым этапом духовного взросления человека. Дальнейший путь связан уже с внутренним саморазвитием человека, с совершенствованием его духовной культуры как высокой Культуры сознания или Культуры Души. Это долгий путь, который может продолжаться в зависимости от намерений и воли самого человека. Однако условием вхождения человека на этот внутренний духовный путь становится совершенная культурно образованная личность, потому что только в совершенную форму сможет войти Душа или Высший Разум.
Ноосфера, или общество будущего, для людей с высокой культурой, высокой нравственностью и высоким разумом, именно они смогут воспринять новые идеи и сознательно участвовать в строительстве новой ноосферной цивилизации.
- Философских систем
- Основных видов искусств
- Основ научного знания
- Основ психологии
- Духовно-религиозных и этических традиций человечества от древности до наших дней
- Мировых физических практик
Такой подход развивает способность мыслить в масштабах больших исторических циклов, в границах всей человеческой культуры и цивилизации, открывает путь к пониманию внутренней логики эволюции человечества, дает возможность объективной оценки событий и фактов и нахождения верных решений с учетом всего опыта человечества.
Работа, связанная с развитием самосознания, является инновационным подходом к обучению и реализуется в курсе «Культура группового общения», который проходит в течение всех лет обучения. Эта работа строится по двум направлениям:
- на основе воспитания в себе высоких качеств личности, что предполагает исследование каждого качества, изучение высказываний об этом великих людей, соотнесение с опытом своей жизни;
- на основе изучения жизненного пути выдающихся людей, у которых мы обучаемся ставить и достигать высокие цели, методам самовоспитания и преодоления жизненных кризисов.
В основу программы ложится принцип воспитания и интеграции культуры всех сфер личности. Каждая из сфер личности развивается в течение 3-х циклов по 3 года, обеспечивая последовательные ступени творческого и духовного роста:
I сфера - физического и нравственного совершенства личности раскрывается в течение первого трехлетнего цикла.
II сфера - эмоционального и творческого самосознания занимает время с 4 по 6 годы обучения.
III сфера - интеллектуального и духовного совершенствования личности занимает время с 7 по 9 годы.
Работа с сознанием определяет особенности данного факультета, поэтому каждый год ведется ОСНОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА, задача которой состоит в развитии сознания, соответствуя принципу ступени цикла и года обучения в нем.
Первый год I цикла: культура физического тела, где особое место уделяется практикам физического очищения и дисциплины.
Второй год I цикла: культура чувств, где учащиеся обучаются контролю и самоконтролю за собственными эмоциями и осознают их принцип и значение в общей модели человека.
Третий год I цикла: культура ума, где осознается интеллект как особая сфера сознания и мысль как инструмент ума. Учащиеся работают над структурами памяти, логического мышления и т.д.
II цикл сдвигает аспекты обучения в эмоционально-общественный план сознания, выходя из индивидуального раскрытия, присущего I циклу. Этот спецкурс выводит на уровень культуры социальных и семейных отношений в первый год II цикла, культуры творчества на втором году обучения, культуры творческого мышления (третий год), где учащиеся сознательно осваивают методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения и интеграции на примере философской и научной деятельности.
Наконец, III цикл сдвигает работу в сферу высокого интеллекта и также предполагает три ступени развития.
Первый год - культура ментального моделирования, предполагая работу над ментальными конструкциями и моделями, обучает работе над схемами выражения мысли в виде символа.
Второй год - культура сознательного мышления, включая развитие глубокого размышления над любым знаком культуры и окружающей жизни и способности к глубокой концентрации и созданию новых идей.
Третий год - культура абстрактного мышления должна обобщить работу предыдущих лет и обучить глубокому метафизическому постижению законов и принципов, лежащих в основе философских, научных и религиозных учений мира.
В соответствии с задачей духовного совершенствования методы теоретических дисциплин выстраиваются в определенном порядке, отражающем уровень ступени цикла и года обучения.
С ОСНОВНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ и задачами каждого цикла и года обучения соотносятся ПРОФИЛЬНЫЕ дисциплины по культурологии и СПЕЦИАЛЬНЫЕ предметы, а также ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ.
I цикл включает Историю материальной культуры (первый год) и Культуру повседневности (второй год обучения), что соответствует физическому и моральному уровню сознания и соотносится с изучением геологии, биологии и народных ремесел. Социология культуры (третий год обучения) соответствующий интеллектуальному уровню I цикла и изучается вместе с археологией.
История мировой культуры занимает ведущее место в течение всего II цикла и его 3х лет, соотносясь с изучением этнографии, антропологии, народного творчества и фольклора, архитектуры, а также практического обучения искусству графики, живописи и поэзии.
III цикл соответствует интеллектуальному уровню сознания и включает в себя в качестве специальный дисциплин теорию культуры (первый год), эстетику (второй год). Эти дисциплина накладывается на изучение астрономии, религиоведения, здесь же осваивается проза и музыкальное искусство. И, наконец, последний, девятый год обучения, отдается философии культуры, которая является вершиной ментального подхода к проблемам культуры и соответствует продолжению курса истории философии, истории религии и религиоведения. Также здесь осваивается искусство театра как интегративный вид творчества.
Основным принципом обучения является не только информационное насыщение обязательной программы предметной тематикой, но в первую очередь целостное переживание, сознательное осмысление и практическая направленность всей работы.
С этой целью усилена семинарская работа, где студенты самостоятельно и совместно с ведущим курс "проживают" данный материал, давая свою интерпретацию, стараясь проникнуть в глубокий смысл каждого предмета. Каждый год включает прохождение какого-либо ремесла или вида искусства, позволяя студентам лично участвовать в процессе теоретического осмысления материала, который они проходят по теории культуры и искусства.
Большое внимание на факультете уделяется самостоятельной творческой и исследовательской работе студентов. В процессе обучения она посещают музеи, выставки, частные коллекции и фонды того вида искусства, которым они занимаются на данном курсе. Результаты этих посещений отражаются в итоговой курсовой работе по особенностям данного вида искусства или ремесла, наряду с теоретическими и практическими навыками работы.
Вершиной и результатом каждого года обучения является летняя практическая экспедиция, куда выезжает весь курс. В ходе экспедиции подтверждается опыт всей научной и теоретической работы в течение года, а также в полевых условиях закрепляются практические навыки Специальных дисциплин.
- В соответствии с программой в течение I года изучается общая геология и минералогия, соответственно проходит геологическая экспедиция.
На II году профилирующий предмет - биология, студенты работают в биологической экспедиции (заповедник)
III год после изучения археологии дает возможность в археологической экспедиции лично познакомиться с особенностями данной науки.
На IV курсе после изучения этнографии и этнологии - этнографическая экспедиция.
V курс, который знакомит студентов с фольклором, историей литературы и поэтическим творчеством оканчивается фольклорной экспедицией.
На VI курсе после прохождения истории архитектуры, истории культуры и истории искусств - архитектурная экспедиция.
VII курс, профилем которого является астрономия, дает возможность пройти астрономическую экспедицию в одной из обсерваторий страны.
VIII и XIX курсы, связанные с изучением истории философии и религии позволяют выехать в экспедиции, изучающие на месте основные традиции крупнейших мировых религий: Буддизма в Бурятии и Туве и Христианства в основных монастырских центрах русского православия: Оптина Пустынь, Сарово и Дивеево, Соловки и т.д.
Естественно, что в последних экспедициях идет уже системный подход, где вместе с особенностями религии и философии данной культуры изучаются и архитектурные, литературные, фольклорные, этнографические и другие особенности данной местности.
Научная и социокультурная деятельность Лицея раскрывается в ходе ежегодных зимних конференций преподавателей и студентов и Молодежных слетов в Москве и в городах России.
Научные конференции ставят своей задачей обмен опытом самостоятельной исследовательской работы студентов, проводимой в течение учебного года на основе реферативных, курсовых, дипломных, диссертационных работ, изложение результатов работы в виде научных докладов, обучение культуре научного общения, участия в дискуссиях, научных диспутах и т.п.
В процессе работы конференций поднимаются актуальные вопросы, касающиеся совершенствования процесса обучения, его методологии, обозначаются ключевые направления работы кафедр и обсуждаются проблемы, связанные с особенностями методологической работы филиалов Лицея в городах России.
Подведение итогов работы конференций оформляется в виде Постулатов, определяющих перспективные направления и ключевые аспекты дальнейшей деятельности Лицея, кафедр, филиалов, ориентирующих и самих участников конференции на повышение своего научного потенциала, творческий и духовный рост и самосовершенствование.
Ежегодные молодежные слеты представляют собой совместную работу учащихся филиалов Лицея, представителей иных молодежных организаций городов России и ближнего зарубежья, чья деятельность строится на принципах братского, доброжелательного сотрудничества и творческого взаимодействия.
Молодежные слеты ставят своей целью формирование концепции всестороннего развития молодого человека на основе групповых отношений и принципов общинной жизни. Задачи слета реализуются через взаимообмен знаниями и умениями в сфере культуры тела, чувств, ума, творческого раскрытия своих способностей и т.п. Работа слета основана на обширной культурно-познавательной программе, включающей знакомство с историко-культурной сферой города, посещением краеведческих музеев, исторических и архитектурных памятников, достопримечательных мест, дающих представление об особенностях города, его характере и т.д. Встречи с интересными людьми данного города раскрывают его духовный и научный потенциал, позволяют соприкоснуться с передовыми направлениями жизни.
Работа слета включает в себя творческие мастерские, проводимые хозяевами и гостями слета, в ходе которых происходит обмен опытом и обучение участников различным видам ремесел и искусств. Представители кафедры психологии проводят психологические тренинги и игры, позволяющие участникам слета увидеть себя с новой стороны, найти новые пути строительства взаимоотношений, решения собственных жизненных проблем. Работа научных и философских кафедр раскрывается в процессе тематических обсуждений вопросов философского характера, ориентирующих молодых людей на более целостный, сознательный подход к собственному жизненному пути.
Деятельность слета завершается подведением итогов, которые призваны установить вершину совместной работы и обозначить новые акценты деятельности молодежных организации на дальнейшую перспективу.
Очень важно, что обучение по данной программе не только не отвлекает молодых людей от получения профессионального образования, работы, семейных отношений, но и помогает в строительстве этих сфер жизни.
Высокий профессионализм, широкий кругозор и охват различных культурных, философских и духовных знаний, которые получают студенты данного факультета в ходе прохождения полной учебной программы, дадут им возможность стать полноценными строителями нового общества высокой культуры и истинного духовного сознания.
Работа с данной программой нового образования ведется нашей Ассоциацией уже более 20 лет. В ассоциации функционируют аналоги университетских кафедр по разным цивилизационным направлениям (физических практик, культурологи, религиоведения, этики, методики, психологии, науки, социальной работы, искусства), на которых разрабатываются программы для людей разных возрастных групп (от 18 лет до самого преклонного возраста) и разной профессиональной направленности.
Культурное совершенствование личности становится лишь первым этапом духовного взросления человека. Дальнейший путь связан уже с внутренним саморазвитием человека, с совершенствованием его духовной культуры как высокой Культуры сознания или Культуры Души. Это долгий путь, который может продолжаться в зависимости от намерений и воли самого человека. Однако условием вхождения человека на этот внутренний духовный путь становится совершенная культурно образованная личность, потому что только в совершенную форму сможет войти Душа или Высший Разум.
Ноосфера, или общество будущего, для людей с высокой культурой, высокой нравственностью и высоким разумом, именно они смогут воспринять новые идеи и сознательно участвовать в строительстве новой ноосферной цивилизации.